ПОНЯТИЕ БИЕННАЛЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Section: Articles Published Date: 2025-06-22 Pages: 31-39 Views: 0 Downloads: 0

Authors

PDF

Abstract

Статья рассматривает биеннале как институциональную форму современного искусства, эволюционировавшую из выставочного формата в глобальный культурный феномен. Анализ охватывает трансформацию ведущих биеннале — Венецианской и documenta в Касселе — как моделей взаимодействия искусства, политики и культурной дипломатии. В центре внимания — Шарджа биеннале, представляющая собой пример институционального укрепления и символ регионального лидерства в художественном дискурсе Глобального Юга. Исследуются кураторальные стратегии, тематическая и географическая экспансия, переосмысление колониального наследия и формирование культурной идентичности. Отдельно анализируются последние выпуски (SB15 и SB16), где биеннале выступает как исследовательская и визуальная платформа, объединяющая политическое, историческое и личное в едином нарративе. Работа основана на обширном источниковом материале и показывает, как биеннале функционируют как пространства культурного знания и инструмент мягкой силы.  

Keywords

биеннале, современное искусство, Шарджа, Венецианская биеннале, documenta, кураторские практики, культурная дипломатия, глобальный Юг, институционализация, soft power, постколониальный дискурс, художественная идентичность, культурная платформа, SB15, SB16.